Вчера, 1 июня 2017 года, Президент США Дональд Трамп объявил о своем решении вывести США из Парижского соглашения по климату.
Вопреки ожиданиям, паники среди сторонников Парижского соглашения не случилось. Почему же?
Во-первых, многие — кроме, кажется, самого Трампа — в курсе, что нельзя просто так взять и выйти из Парижского соглашения. Официально начать процесс выхода из него можно не ранее года спустя после вступления соглашения в силу — т.е. ноября 2017 года. После этого сам процесс формального выхода из соглашения займет еще 3 года. То есть, когда США наконец-то его покинут, президентский срок Трампа — если он вообще сможет продержаться на посту все четыре года — будет подходить к концу. И если следующие выборы республиканцы проиграют, то новый президент-демократ может теоретически быстро вернуть США в Парижское соглашение.
Во-вторых, это решение было предсказуемо. Примечательно то, что президентские выборы в США в ноябре 2016 года совпали с конференцией ООН по климату в Марракеше (COP22). После того, как паника от результатов выборов улеглась, международное сообщество выступило с заявлением о готовности защищать Парижское соглашение и продолжать борьбу с изменением климата во что бы то ни стало. После этого было достаточно времени, чтобы подготовиться к последствиям избрания Трампа.
И вот сейчас, после объявления Трампа о выходе из Парижского соглашения, многие оказались готовы дать ему отпор. Президент Франции Эммануэль Макрон выступил с бодрой речью о неприятии решения Трампа и призывом «Make Our Planet Great Again«, Председатель Европейской Комиссии Жан-Клод Юнкер просто посмеялся над ним, сказав, что Трамп не совсем понимает, как работает этот международный договор, потому что вряд ли вчитывается в брифинги, которые для него готовят.
Трамп не понимает, что вопросы экологии и изменения климата уже давно не являются уделом хиппи, «зеленых» и альтруистов, желающих изменить мир к лучшему. В международном сообществе сформировался устойчивый консенсус, что это проблема серьезная, и надо реально что-то делать, и срочно. Лидерство в международных переговорах по климату стало предметом реального геополитического престижа. При Бараке Обаме эта роль была у США. Теперь же лидерство в этой сфере уйдет к Китаю и Евросоюзу, которые готовят совместное заявление об усилении мер по противостоянию изменению климата и практически новом мировом порядке.
О важности неправительственных акторов.
Одной из главных особенностей Парижского соглашения и вообще современной политики по изменению климата является то, что в этот процесс вносится беспрецедентный вклад неправительственных акторов.
Борьба с причинами и последствиями изменения климата давно перестала быть прерогативой национальных государств. И я не имею в виду организации типа Гринпис или WWF. В последние годы другие неправительственные акторы — корпорации, городские и региональные администрации — все более активно участвуют в этом процессе.
К слову, представители бизнеса, о которых Трампу так хочется позаботиться, просили его остаться в Парижском соглашении. Около тысячи американских предприятий обратились к нему с этим призывом в рамках инициативы Low Carbon USA. За несколько часов до официального объявления Трампа представители крупнейших корпораций — Apple, Google, Tesla, Facebook, Microsoft — опубликовали свое обращение с тем же призывом. Даже нефтяные компании ExxonMobil и ConocoPhillips поддерживают Парижское соглашение.
Вот несколько крупнейших транснациональных инициатив неправительственных акторов:
- Portfolio Decarbonization Coalition — коалиция из 27 инвесторов, которые совместно обязались «декарбонизировать» активы (т.к. вывести деньги из вложений, которые вносят вклад в изменение климата, например, добыча угля) в объеме 600 миллиардов долларов США.
- The Climate Group — организация, активно работающая с крупными корпорациями типа 21st Century Fox, General Motors, HSBC, IKEA, Philips, а также региональными правительствами — к примеру, правительством Шотландии, Валлонией в Бельгии, Баден-Вюртембергом в Германии, Каталонией в Испании, Бретанью и Иль-де-Франс во Франции, канадскими провинции Альберта, Манитоба, Онтарио, Британская Колумбия.
- С40 — организация из 90 городов, на которые приходится 25% глобального ВВП. Вчера, после выступления Трампа, произошло нечто прекрасное: один за одним в твиттере мэры городов-членов С40, в том числе американских, стали выступать с заявлениями, что Трамп может объявлять о чем угодно, но их города останутся верны принципам Парижского соглашения.
В общем, Парижское соглашение по климату больше и важнее Трампа. Американские города, регионы, корпорации и другие страны продолжат его выполнять и развивать дальше. Жалко, что без участия правительства США, но не смертельно.
Keep calm and carry on.